Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 603134, Нижний Новгород, ул.Костина, д.2, оф.43
  • 8 (831) 430-33-73, 8 (831) 430-33-84, 8 (831) 430-33-88 Факс: 8 (831) 430-33-73
  • ombudsmennn@gmail.com

Павел Солодкий представил в управлении Генпрокуратуры РФ по ПФО индекс административного давления на бизнес в регионах округа

03.06.2022

2 июня в Казани состоялось заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу под председательством заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Николая Шишкина.

В работе совещания приняли участие начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу, прокуроры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа, Волжский межрегиональный природоохранный прокурор, генеральный директор АНО «Платформа для работы с обращениями предпринимателей», уполномоченные по защите прав предпринимателей из субъектов ПФО.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области, координатор Совета уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Павел Солодкий выступил на совещании с докладом «Проблемные вопросы предпринимателей, связанные с деятельностью контрольно-надзорных органов. Индекс административного давления -2022».

В своем выступлении он проанализировал результаты индекса административного давления на бизнес в регионах ПФО, подготовленный аппаратом федерального бизнес-омбудсмена и Института экономики и роста им. Столыпина.

«В топ-30 индекса административного давления 2022 вошли 8 из 14 регионов ПФО: Удмуртская республика, Республика Татарстан, Ульяновская область, Кировская область, Самарская область, Республика Чувашия, Нижегородская область, Пермский край. Три региона ПФО вошли в 5-ку лучших: Удмуртская Республика – 2 место, Республика Татарстан – 3 место, Ульяновская область – 5 место. Худшие результаты из ПФО показали Республика Мордовия и Оренбургская область – у них 58 и 59 места, соответственно. Хочется отметить, что ряд регионов сдал свои позиции в рейтинге. К примеру, Нижегородская область опустилась с 21 на 27 место. Башкортостан в прошлом году был на 9 месте, а в этом году опустился на 32 место. А вот Татарстан показал самый значительный позитивный рост в рейтинге, поднявшись с 60-ого на 4-ое место», - рассказал Павел Солодкий.

Оценивая общую картину по ПФО, уполномоченный отметил, что отдельные показатели по ряду контрольно-надзорных органов в округе в целом лучше, чем средние показатели по России. При этом он обратил внимание, что в ПФО прослеживается общий для страны ряд негативных тенденций, а именно: увеличение количества штрафов, наложенных на организации и ИП, а также рост суммы штрафов. Причем это происходит и в тех контрольно-надзорных органах, которые показывают хорошие показатели по вышеназванным трем критериям. 

К примеру, у Роспотребнадзора по ПФО все три показателя существенно лучше, чем в среднем по России, однако количество наложенных штрафов по сравнению с прошлым годом выросло больше чем в два раза, как и их общая сумма. Похожая картина по Росприроднадзору. Только там, помимо этой проблемы, присутствует еще и большое количество проверок в процентном соотношении от числа подконтрольных лиц – 21%, тогда как в среднем по России – 18,1%. По доле предупреждений от общего числа наказаний хуже среднероссийского показателя выглядят результаты МЧС – 41% % (по России – 56,2 %). По количеству проведенных проверок из среднероссийских показателей выбивается Ространснадзор по ПФО. Они проверили 6,6% организаций и ИП от общего числа подконтрольных, тогда как в среднем по России показатель этого органа составил 1,5%. Россельхознадзору и МЧС по ПФО уполномоченный рекомендовал увеличить долю профилактических мероприятий в общем количестве контрольно-надзорных мероприятий. Пока у этих ведомств данный показатель выглядит хуже, чем в среднем по стране.

Николай Шишкин в свою очередь отметил, что по поручению Генерального прокурора Российской Федерации прокурорами установлен контроль за соблюдением моратория на проверки и прав хозяйствующих субъектов при продлении и оформлении в упрощенном порядке разрешительных документов, предоставлении финансовой помощи, кредитных каникул и иных мер поддержки. Работа прокуроров на данном направлении проводится в режиме конструктивного взаимодействия с деловым сообществом, которое осуществляется в том числе посредством организации личных приемов предпринимателей.

Участники рабочей группы обсудили вопросы осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей, принимаемых мер по снижению административного давления на них, исполнения государственного и муниципального заказов, взаимодействия бизнес сообщества с финансовыми институтами, реализации мер поддержки, пресечения фактов воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.

Из числа системных проблем, связанных с взаимодействием предпринимателей с контрольно-надзорными органами, Павел Солодкий отметил следующие: не во всех подлежащих случаях контрольно-надзорные органы заменяют штраф предупреждением, недостаточное оказание методической помощи предпринимателям, спорная информационная политика в части освещения контрольно-надзорными органами итогов проведенных проверок и другие.

Бизнес-омбудсмен также отметил, что ряд должностных лиц муниципальных образований, следуя целям пополнения бюджета, под различными видами проверочных мероприятий проводят полноценные проверки, большинство из которых заканчивается вынесением штрафных санкций в отношении предпринимателей. Павел Солодкий обратился к органам прокуратуры с просьбой уделить особо пристальное внимание соблюдению со стороны государственных и муниципальных органов контроля Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года № 336, где прямо установлен мораторий на плановые проверки бизнеса на 2022 год, за исключением категорий чрезвычайно высокого и высокого риска, а внеплановые контрольные мероприятия проводятся по исключительным случаям, обозначенным в постановлении.

По итогам обсуждения участниками совещания были выработаны дополнительные совместные меры, направленные на соблюдение прав субъектов предпринимательства в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов.