Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 603134, Н.Новгород, ул.Костина, д.2, оф.43
  • 8 (831) 430-33-73
  • ombudsmennn@yandex.ru

Публикации в СМИ

02.03.2018

МАЛОМУ БИЗНЕСУ СЕГОДНЯ ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕХ, СЧИТАЕТ БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН ПАВЕЛ СОЛОДКИЙ

Малому бизнесу сегодня тяжелее всех, считает бизнес-омбудсмен Павел Солодкий

02.03.2018 г.

Развитие малого и среднего бизнеса характеризует состояние экономики. В Нижегородской области в этом сегменте есть определенные достижения, однако предпринимателям и органам власти предстоит еще сделать много шагов навстречу друг другу, найти деньги на значимые проекты, создать комфортную среду для ведения бизнеса и наказывать только недобросовестных предпринимателей. Об этом в интервью «НН» рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий. 
В режиме выживания 
- Павел Михайлович, сегодня много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. Как вы оцениваете предпринимательский климат в Нижегородской области? 
- На этот вопрос нет однозначного ответа, характеризующего бизнес региона в целом. Если мы говорим о промышленном производстве, то оно находится под особым контролем, пользуется поддержкой государства. Это ощущается по тем законам и программам, которые принимаются и действуют как в стране, так и в области. 
А если говорить о малом бизнесе, то в этом аспекте и предпринимателям, и власти предстоит сделать много шагов навстречу друг другу. Потому что некоторые ограничения и законы, принятые ранее, конечно, не добавляют инвестиционной привлекательности в глазах малого бизнеса. 
Например, это ставки налога на имущество, которые у нас были приняты еще в 2015 году. Областной центр и большинство муниципалитетов в регионе приняли ставку 2 процента. И только в Городецком и Ардатовском районах, едва ли не единственных в регионе, ее установили в размере 1 процента и меньше. За последние три года при снижении покупательской способности, при падающем ВВП страны налоги для малого бизнеса выросли до 20 раз. Потому что в 8 - 10 раз выросла кадастровая стоимость объектов и в 10 раз - коэффициенты ставки.
Малому бизнесу сегодня тяжелее всех, он выживает. Другая причина такого положения - это дорогие кредиты. Заявленный размер инфляции в 2017 году составляет 2,7 процента, межбанковская процентная ставка - уже 7,5 процента, а кредиты малому бизнесу предлагают на условиях от 12 до 20 процентов. Более того, за последние три года Центробанк, к сожалению, только ужесточал требования к банкам по выдаче кредитов, и ни одного послабления я не помню. 
И сегодня банкам практически приходится охотиться за теми предпринимателями, у которых есть инвестиционные проекты и стабильно работающий бизнес, чтобы выдать кредит.
Поэтому если даже, как говорит премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, мы оттолкнулись от дна, то, наверное, оттолкнувшись, мы должны увидеть и послабления тем, кому эти деньги должны поступать и выдаваться для создания новых рабочих мест, для развития и поддержки бизнеса. Это происходит пока очень слабо. 
Необходимо упомянуть, что параллельно со всем этим ужесточаются требования налоговых и других контрольно-надзорных органов, тысячи дел находятся в судах. Так что даже те предприниматели, которые сегодня находятся на плаву, не спешат вкладываться в развитие. И в таких условиях ключевой тренд бизнеса - выжить. Ситуация не отвечает установке нашего президента о том, что к 2020 году доля малого бизнеса в ВВП должна вырасти в 2,5 раза. У нас же пока по прогнозам малый бизнес будет расти на 1 процент в год, и это катастрофически мало. 
Правила меняют на ходу 
- Изменились ли условия ведения бизнеса по сравнению с тем, что было, например, лет десять - пятнадцать тому назад? 
- Очень много стало контрольно-надзорных органов и требований, которые стопорят ведение бизнеса. Взять хотя бы последний пример: в конце ноября прошлого года вышло распоряжение, предписывающее проводить с 1 января сертификацию емкостей, в которых перевозятся опасные грузы. До сих пор те, кто выдает согласование перевозчикам, не понимают, по какой форме должен быть оформлен этот документ, как он должен выглядеть. Нет указаний и на заводах-изготовителях. Конечно, для такой большой страны введение резких изменений в течение месяца чревато серьезными последствиями. В результате у нас в регионе десятки машин перевозчиков стоят на приколе, пытаясь получить документы нового образца, предприниматели несут убытки. Хотя в самом бизнесе по факту ничего не изменилось: все емкости у них заводские, сертифицированные, они нормально возили грузы в прошлом году. Введение таких непредсказуемых новых правил и ограничения могут привести к банкротству десятков компаний. 
Такая же ситуация сейчас и с рамками весогабаритного контроля. Они были установлены на автомобильных дорогах, чтобы предотвратить нарушения во время движения тяжеловесных транспортных средств. В результате только в Нижегородской области выписано штрафов на сумму около 1 млрд рублей, около 1500 дел рассматривается в судах. Когда средний уровень штрафа достигает около 400 тысяч рублей, люди думают уже не о развитии, а о том, как остаться на плаву, жить и работать в этих условиях. 
У нас постоянно меняют правила для бизнеса. Особенно это касается налоговой сферы, где принимаются тысячи подзаконных актов, инструкций, распоряжений, дополнений, и в них не всегда даже юристы могут разобраться. А люди, занимающиеся бизнесом, просто не успевают эти изменения отследить и ознакомиться с ними. К примеру, у человека маленькое сельхозпредприятие и он думает о том, как и в какое время кормить и доить коров, а ему навязывают кучу инструкций и положений, чуть ли не ежедневно присылают новые инструкции и положения, которые он должен знать и соблюдать. 
- То есть требование федеральных властей прекратить «кошмарить» бизнес более чем актуально? 
- Слово «кошмарить» не относится исключительно к проверкам и контрольно-надзорным органам. Когда непонятны правила игры, это тоже кошмар для предпринимателя. К примеру, с одной стороны, на региональном уровне принимают законы о поддержке частного, производственного бизнеса, а с другой - на местном уровне и элементарные обязанности не выполняют. В частности, муниципалитеты, задолжав предпринимателям колоссальные суммы за работы, выполненные по контрактам, не спешат рассчитаться. Эти долги приводят к банкротству компаний, несвоевременной выплате налогов и заработной платы. В этих ситуациях важную роль в восстановлении прав предпринимателей играет прокуратура. 
Я надеюсь, что совместно с главой Нижегородской области Глебом Никитиным, правительством региона, депутатским корпусом удастся решить многие из проблем малого и среднего бизнеса. Понятно, что изменения не будут быстрыми, нужны последовательные шаги по реальной поддержке предпринимателей и прежде всего необходимые средства в бюджете на развитие. Но главное, что есть цель - создать в регионе хороший климат для ведения бизнеса. 
Елена ФАДЕЕВА.


Возврат к списку